Развод по-советски – Джузеппе Д’Амато
Распад Советского Союза. От сверхдержавы к периферии глобализации. Что произошло на постсоветском пространстве после 1991 г.
Распад СССР стал одним из основных событий истории ХХ века, ознаменовав завершение «холодной войны» и конец идеологического противостояния супердержав. На фоне общей глобализации он предвосхитил аналогичные процессы в других странах, стремящихся обрести свободу – достаточно вспомнить «арабскую весну». Два последующих десятилетия полностью изменили облик ранее входящих в СССР стран. Россия совершила рывок от советской системы распределения и перестроечного дефицита к рыночной экономике, от советской власти к нынешней политической ситуации, от социалистической идеологии к обществу потребления, от тотального материализма к возврату православных ценностей.
Джузеппе Д’Амато выстраивает хронологию постсоветского периода от августа 1991 до наших дней, как в России, так и в других бывших союзных республиках. Рассматривается путь перехода России к рыночной экономике через реформы Гайдара и приватизацию Чубайса, быстрое формирование класса олигархов, смутные 90-е с коррупцией и рэкетом и новый «капитализм по-русски». По мнению автора, путинское восьмилетие, отмеченное гибелью «Курска», терактами на Дубровке и в Беслане, всё же воспринимается широкими массами как «правление доброго царя». Вместе с тем растёт разрыв между центром (российской столицей, превратившейся в крупнейший мировой мегаполис) и периферией, между уровнем жизни элиты и простого населения. Несмотря ни на что, ельцинско-путинской России удаётся достичь некоторой стабильности благодаря реформе армии, возврату к национальным ценностям и усилению сельского хозяйства. Кризис 2008 г. возвращает страну к реальности, хотя не влияет на такие мега-проекты, как строительство научного центра в Сколково и подготовка Олимпиады 2014.
Перед бывшими союзными республиками распад империи ставит ряд сложно разрешимых вопросов. Как попытка противостоять децентрализации образуется СНГ, в начале 90-х Молдавия, Украина и Белоруссия сталкиваются с серьезными трудностями перехода к рынку. Кавказ представляет собой готовую взорваться пороховую бочку, тогда как между Арменией и Азербайджаном идут столкновения из-за Нагорного Карабаха. Азиатские республики особенно тяжело переживают крах Советского Союза и все, кроме Туркистана, вступают в СНГ. Возвращение республиками находящегося на их территории советского ядерного арсенала России успокаивает Запад. За началом экономической стабилизации после выбора Ельцина на второй срок следует кризис 1998 г. с девальвацией рубля и связанных с ним национальных монет. Передачу власти молодому и энергичному Путину почти все бывшие республики воспринимают с оптимизмом: наконец положено начало стабильности, экономическому возрождению и борьбе с радикальным терроризмом. Вместе с тем, во многих их них растут прозападные настроения и проходит волна «цветных революций». Народы на постсоветском пространстве начинают поиск религиозных истоков. Укрепление ислама приводит к проявлениям религиозного радикализма, поддерживаемым афганскими исламистскими группами. Афганистан представляет угрозу и как крупнейший производитель опиума и героина, и в 2010 г. российские военные формирования совместно с силами НАТО проводят на его территории антинаркотический рейд.
Вокруг сырьевых ресурсов бывшего СССР строительства новых газо- и нефтепроводов ведется «большая игра» ряда стран. За постсоветские десятилетия Россия становится лидером не только в сырьевых, но и в трудовых ресурсах благодаря колоссальному притоку иммиграции (2-е место в мире), которая сопровождается ростом ксенофобии.
По мере отхода от советского прошлого становится очевидной необходимость реструктуризации СНГ, дело за выбором пути: создать аналог Евросоюза или пойти по другому пути, или же распустить СНГ и предоставить бывшим членам свободно образовывать другие региональные сообщества? В настоящий момент таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии представляет собой зачатки аналога ЕС, и если к этому союзу удастся добавить Украину, значительная часть бывшего советского пространства окажется объединённой.
У каждой из стран – бывших союзных республик наметились свои векторы развития. Украина, Белоруссия и Молдова пошли по пути национального самоопределения и европеизации. Украине чудом удаётся выжить после обретения независимости, во многом благодаря поддержке США. Американская мечта берёт верх над ностальгией, побеждает оранжевая революция, и, несмотря на все противоречия, Украину можно считать самой близкой к демократической Европе постсоветской страной. В Белоруссии, напротив, Лукашенко сразу после падения СССР удалось стабилизировать экономику благодаря сохранению промышленности и её ориентированию на внутренний рынок, хотя на мировом уровне страна оказалась в изоляции в силу ограничений свободы печати и жёсткого подавления оппозиции. В Молдове последних лет столкновения коммунистов и проевропейски настроенных партий подвергают опасности само существование государства. Страны Закавказья находятся в состоянии балансирования между Востоком и Западом. Непрекращающиеся конфликты оборачиваются сотнями тысяч беженцев. Армения впервые возобновляет отношения «футбольной дипломатии» с Турцией, Азербайджан тратит колоссальные суммы на вооружение, намекая на открытость конфликта из-за Нагорного Карабаха, раскол России с Грузией оказывается болезненным для обеих стран. Бывшие азиатские республики испытывают в большей или меньшей степени перекрестные влияния Китая, ислама и Запада, хотя общим для них является контраст между их сырьевыми богатствами и крайней бедностью населения, а также напряжённые отношения между различными этническими группами.
В конце книги приводится основная хронология событий, произошедших в России и бывших союзных республиках с 1991 по 2011 гг.
Завершают книгу три интервью, в которых крупнейший мировой специалист по истории России Ричард Пайпс, бывший посол Италии в Советском Союзе Серджо Романо, а также историк и политолог Московского центра «Карнеги» Андрей Рябов предлагают свою интерпретацию событий.
* * *
РГГУ– 5-го марта 2012 г. Презентация итальянского издания.