Один мой чешский коллега, видный специалист по постсоветскому пространству, как-то сказал, что все иностранные журналисты, которые работают в России, проходят несколько жизненных этапов. Сначала они новички — преодолевают коварные бюрократические препятствия и привыкают к нелегкой российской жизни. Потом они увлекаются страной — готовы ради хорошего материала лететь хоть в Дудинку, всем сердцем переживают за Русь. Через кое-какое время и после гектолитров водки, выпитой с начальниками средней и высокой руки, иностранные журналисты становятся апатичными. Страсть к стране, в которой они работают, постепенно уходит, и на последнем этапе они считают дни, которые им остались до конца русского срока…
Россия — это какой-то информационный «Бермудский треугольник»; место, где любое известие впитывает в себя «черную» энергию, которая сразу меняет его значение и восприятие. И эта геометрическая фигура столь велика, что способна проглотить все, чему в случае с другой страной иностранцы были бы готовы аплодировать стоя…
Но беда России — вовсе не внешнеполитические враги, космополиты и иностранные агенты. Беда в том, что Россия спустя 20 лет после демонтажа Советского Союза и 13 лет после прихода в Кремль Владимира Путина так и не сумела сложить о себе положительное мнение за границей. Новая, некоммунистическая Россия, которая видит себя демократическим государством, до сих пор не может завоевать доверие мировой общественности. Вместо интеграции в новый мир, сформировавшийся после окончания «холодной войны», российские политики вечно ищут для своей страны какой-то особый путь, который на самом деле россиянам, любящим все западное, начиная с музыки и заканчивая ширпотребом, не факт, что нужен…
Такая остракизация не сулит России ничего хорошего. Если страна пойдет дальше по нынешнему пути, то может превратиться в «глобального Жириновского» и потерять весь еще имеющийся авторитет.
Статья – Иржи Юст – Московский Комсомолец № 26308 от 16 августа 2013 г. Jiří Just Moskovskij Komsomolets.
We are a group of long experienced European journalists and intellectuals interested in international politics and culture. We would like to exchange our opinion on new Europe and Russia.